Практически независимо от скорости потока машин иногда встречается явление «дорожной гармошки». Если посмотреть на такую дорогу с высоты птичьего полета, то движение автомобилей будет напоминать движение мехов гармошки (или витков мягкой пружины). Машины начинаю ускоряться, затем притормаживают, иногда до полной остановки. Затем цикл повторяется. Бесконечные циклы «разгон-торможение».
Кажется, что водители каким-то невидимым резиновым пучком связаны друг с другом. Как будто у водителей боязнь свободного пространства впереди. Все стремятся его сократить во что бы то ни стало.
Почему водители держат маленькую дистанцию
Психологи нашли объяснение такому поведению водителей. В основе лежит глубинное чувство самца. Самец на генетическом уровне стремится занять свое пространство и расширить его. Это обеспечит ему больше пищи, больше самок. Пространство самец защищает о посягательства других особей.
Генетическое стремление к защите своего пространства заставляет водителей держать маленькую дистанцию, рискуя попасть в ДТП. Маленькая дистанция — значит «никто передо мной не влезет».
Если вы обратите внимание на пол и возраст водителей, то окажется, что короткую дистанцию держат по большей части молодые мужчины.
Что на самом деле является «высшим пилотажем»
На муравьиных тропах не бывает заторов! Попробуйте не бояться свободного пространства перед собой. Попробуйте ехать с равномерной скоростью. Это окажется куда труднее. Тут нужен глазомер, навык и выдержка.
Посудите сами. Надо так рассчитать ускорение и скорость своего автомобиля, чтобы практически исключить торможение педалью и использовать преимущественно торможение двигателем (убрать ногу с педали «газа»). «Ездить без тормозов» забавно. Вы сразу чувствуете себя «белой вороной», которая не дергается в потоке, а равномерно движется.
Я заметил, что такая манера движения чаще встречает понимание и одобрение среди водителей, которые едут позади вас. Им становиться легче двигаться за вами. Вы едете плавно и они тоже. Ваш автомобиль станет «абсорбером затора».
Помимо банальной экономии топлива такое движение безопаснее. «Ездить без тормозов» — это и будет «высшим пилотажем».
Когда дорожная гармошка неизбежна
На пересечении проезжих частей, в зоне полосы разгона и торможения «плавное движение» не работает. Как только перед вами увеличивается дистанция, то она сразу используется другими водителями, чтобы занять свободное место перед вами.
Практически невозможно «рулить правильно» там, где другие не работают по правилам. Чуть зазевался — перед тобой влезли. Раздражаются задние водители: «Что пропускаешь? Мы тут за тобой целый день простоим!»
В такой ситуации, можно соблюдать «баланс здравомыслия». Надо не зевать, но и «палку не перегибать». Ни к чему быть «полным гадом». Не нужно с упорством осла «выдавливать» водителя, пытающегося перестроиться на вашу полосу. В конце-концов, вы также попадете в подобное положение и вам будет приятно, если вас немного пропустят.